Завершающий день XVI Международного Конгресса-выставки «Молодые профессионалы. Готовим кадры для экономического роста» проходил 16 сентября на площадке Парка науки и искусства «Сириус». Он был посвящен секциям по подготовке кадров для различных индустрий, вопросам взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, а также международными партнерами.
Старт мероприятию дала дискуссия «Прогнозирование кадровых потребностей региональной экономики», которая сопровождалась докладами с актуальными статистическими данными по дефициту кадров на производстве и контрольным цифрам приема. Были представлены цифровые решения, предназначенные для мониторинга ситуации подготовки кадров под запрос работодателя.
Затем на площадках Конгресса проходили несколько секций с участием экспертов и работодателей в сфере ТЭК, машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства, химии и фармацевтики. Они поделились опытом, как привлечь перспективных выпускников для работы в регионах. Также эксперты планируют расширить рынок труда за счет взаимодействия с дружественными государствами, заключили участники круглого стола «Механизмы развития международного сотрудничества».
«Сейчас, когда экономики всех стран в процессе переориентирования, важно найти точки соприкосновения в образовательном процессе и определиться, кто целевая аудитория сотрудничества. Если это наши студенты, выпускники, то необходимо предоставить им возможность профессиональной мобильности и смотреть, какие страны интересны для этого», — отметила руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева.
На секции «Подготовка кадров для креативных индустрий» обсудили вопросы включения в систему СПО, востребованных работодателями и обучающимися образовательных программ, направленных на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных индустрий.
Круглый стол «Формирование новой современной образовательной среды в колледже», инициированный представителями Минпромторга РФ, стал поводом для представления свежих данных по импортозамещению и оснащению мастерских.
«Благодаря совместным усилиям региональных предприятий нам удалось увеличить долю отечественного оборудования до 75%. Нарастить эту долю поможет федеральный проект «Профессионалитет». Новые инфраструктурные листы проекта подписываются предприятием и образовательной организацией. Если предприятию нужны специалисты, которые умеют работать на его оборудовании, то именно оно будет поставлено в образовательно-производственный кластер», — отметила Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.
Условия для создания новой образовательной среды невозможно без развитой проектной деятельности, уверены участники профильной секции «Построение эффективных практик внедрения проектного обучения в СПО: подходы и решения». Они обсудили внедрение концепции проектного обучения в колледжи и подготовку педагогов-наставников. Тема наставничества также поднималась на секции «Профессиональное воспитание», по итогам которой был сформирован примерный свод принципов развития профессионального воспитания.
Заинтересовались предложениями по реформированию системы среднего профессионального образования и представители региональных вузов. Спикеры проектной сессии «Участие вузов в федеральном проекте «Профессионалитет» уверены, что после Профессионалитета способным ребятам будет проще поступить в университет.
«Если раньше у школьника было только два пути — техникум или вуз, то сегодня мы видим линейную систему подготовки, когда специалист проходит все уровни профессионального образования в связке с предприятием. Мы получаем обратную связь: специалист, который прошёл все эти этапы, лучше подготовлен и выполняет производственные операции слаженнее. Получается, что такой специалист более эффективен для компании», — отметил Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.
Блок по инклюзии стал одним из самых обсуждаемых на Конгрессе. На всероссийском совещании по вопросам инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения эксперты выяснили, какое оборудование необходимо поставлять в колледжи для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. На открытой дискуссии «От доступности профессионального образования к доступности бизнеса: проблемы и решения» были представлены механизмы по адаптации рабочих мест для инвалидов.
Всего за два дня в мероприятиях деловой программы Конгресса приняли участие 1630 человек и 2500 зрителей подключились к трансляциям.