Профессиональный контекст – с первого курса СПО

Профессиональный контекст – с первого курса СПО

Об этом заявила руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева на семинаре-совещании, посвящённом вопросам повышения качества СПО в сфере железнодорожного транспорта.

Обсуждались вопросы повышения качества среднего профессионального образования, реализация федерального проекта «Профессионалитет» и участие в нем образовательных организаций Росжелдора. Апробация новой образовательной технологии стартует уже в этом учебном году и в ее реализацию вовлечено большое количество отраслевых партнеров.

Наталия Золотарева подчеркнула, что среди 70 образовательно-производственных кластеров Профессионалитета девять профильных учебных заведений системы СПО составили кластеры с основным работодателем – РЖД. При отборе учитывался ряд критериев, среди которых расположение учебных заведений в крупных железнодорожных узлах, что даст возможность последующего трудоустройства учащихся, и развитая ресурсная база.

Проект «Профессионалитет» в сфере железнодорожного транспорта охватывает четыре образовательные программы: «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Электроснабжение (по отраслям)», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)».  На основе типовой примерной основной образовательной программы Институтом разработана ПООП «Профессионалитета», которая предусматривает сквозную реализацию общеобразовательных дисциплин и практическую подготовку уже на первом курсе. В ее основе лежат принципы интенсификации, интеграции, целевого взаимодействия с работодателем и ориентация на региональных партнеров, усиление автономии образовательной организации и вариативность образовательной программы.

«В рамках «Профессионалитета» поставлена задача уточнения требований федерального государственного профессионального стандарта   с учетом задач конкретных предприятий, для которых ведется подготовка студентов, как в части квалификационных требований, оборудования, инструментов, производственных процессов, так и в части корпоративных компетенций, моделей поведения на рабочем месте, которые требуется освоить студентам. Предполагается, что уже с первого курса  ребята включатся в профессиональный контекст, а общеобразовательная программа будет идти параллельно общепрофессиональной подготовке и ознакомительной практике», - пояснила суть Профессионалитета руководитель ИРПО.  

Основой составления образовательной программы является модель компетенций выпускника, которая позволяет работодателю сформировать при помощи цифрового конструктора образовательную программу с учетом запроса к компетенциям будущего специалиста. Со стороны ИРПО организована плотная методическая подготовка, проводятся вебинары, консультации, в работе которых принимают участие представители 70 базовых образовательных организаций и 207 организаций, участвующих в сетевом взаимодействии из 42 субъектов Российской Федерации.

«Принципиальным и ключевым условием разработки образовательных программ является целевое взаимодействие с работодателем», – подытожила Наталия Золотарева.

В работе совещания приняли участие представители Минтранса России, Минпросвещения России, ректоры государственных университетов путей сообщения, ответственные работники вузов, курирующие работу образовательных организаций СПО, руководители образовательных организаций СПО.

Другие события

2026 год объявлен Годом дошкольного образования

2026 год объявлен Годом дошкольного образования

Эта инициатива направлена на повышение качества воспитания и развития дошкольников, улучшение инфраструктуры детских садов и поддержку педагогов

Владимир Желонкин встретился с победителями финалов чемпионата «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий 

Владимир Желонкин встретился с победителями финалов чемпионата «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий 

Для студентов колледжей и техникумов из разных регионов России была организована насыщенная культурная и познавательная программа в столице

Владимир Путин призвал продолжать работу по повышению качества подготовки в системе профессионального образования

Владимир Путин призвал продолжать работу по повышению качества подготовки в системе профессионального образования

Глава государства подчеркнул, что сейчас на рынке труда наблюдается дефицит свободной рабочей силы

Проректор ИРПО Иоанн Клиндухов награжден за вклад в развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке

Проректор ИРПО Иоанн Клиндухов награжден за вклад в развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке

В Государственной Думе прошло итоговое заседание Рабочей группы, посвященное развитию креативных индустрий на Дальнем Востоке

Совет Федерации одобрил закон, расширяющий эксперимент по доступности СПО

Совет Федерации одобрил закон, расширяющий эксперимент по доступности СПО

Федеральный закон предполагает продление эксперимента по расширению доступности СПО до 2029 года

Всероссийское совещание объединит всех региональных министров образования

Всероссийское совещание объединит всех региональных министров образования

Оно проходит в Мастерской управления «Сенеж» Президентской платформы «Россия – страна возможностей»