II. Направление «Механизмы, способствующие дальнейшему трудоустройству выпускников»

II. Направление «Механизмы, способствующие дальнейшему трудоустройству выпускников»
Сетевое взаимодействие как механизм интеграции школьного образования, профессиональной подготовки и производства в условиях инновационного развития среднего профессионального образования. Пермский край. ГБПОУ «Уральский химико-технологический колледж»

Совместная работа с ПАО «Метафракс» – пример удачной реализации глубокой интеграции образования и производства:

1. Материально- техническое обеспечение:
• помощь предприятия в приобретении материалов для проведения лабораторных и практических работ;
• привлечение дополнительных финансовых средств предприятия для совершенствования учебно-материальной базы, в том числе ремонта кабинетов и лабораторий и др. На эти цели в 2020 г. ПАО «Метафракс» направило 4 млн. руб., в 2021 г. – 11,6 млн.

2. Производственное и теоретическое обучение:
• привлечение специалистов ПАО «Метафракс» к проведению занятий по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов;
• организация и проведение оплачиваемой производственной практики в цехах предприятия; финансовая помощь студентам, проходящим практику;
• организация Школы наставничества;
• организация и проведение лабораторно-практических занятий на территории предприятия;
• проведение мастер-классов по рабочим профессиям специалистами предприятия;
• согласование рабочих программ и оценочных материалов по дисциплинам и профессиональным модулям; тематики курсового и дипломного проектирования;
• составление заключений на основные профессиональные образовательные программы;
• организация за счет средств предприятия курсов лекций для студентов преподавателями ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»;
• организация стажировок для преподавателей и мастеров производственного обучения;
• организация профессиональной подготовки по заявкам работодателя;
• привлечение ведущих специалистов к работе ГАК при проведении ГИА, а также к публичной защите отчетов по практике и курсовых проектов;
• трудоустройство выпускников. Колледж практикует раннее трудоустройство студентов четвертого курса переводом их на обучение по индивидуальным учебным планам.

3. Профориентация:
• участие в совместных конкурсах «Лучший по профессии» на территориях колледжа и предприятия;
• организация олимпиад для первокурсников и школьников близлежащих городов;
• организация совместных выездов в школы г. Губаха и близлежащих городов;
• привлечение студентов к работе на предприятии в летнее время;
• награждение лучших студентов именными стипендиями (по итогам за полугодие и учебный год);
•заключение договоров на целевое обучение с работодателем.

4. Культурно-массовая работа:
• проведение совместных встреч студентов с молодыми специалистами предприятия;
• участие в совместных спортивных и культурно-массовых мероприятиях (например, спартакиада «Бодрость и здоровье»).

5. Создание Попечительского совета, в состав которого входят руководители города и ПАО «Метафракс».

Пермский-край-информация

Развитие дуального обучения. Архангельская область

Начиная со второго курса обучающиеся ГБПОУ Архангельской области «Техникум судостроения и машиностроения» принимаются на работу на АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», получают за отработанное в период производственной практики время заработную плату.

Акционерным обществом «Северное производственное объединение «Арктика»» на своей производственной базе созданы и оснащены современным производственным оборудованием и инструментами две учебно-производственные мастерские, в которых проходят учебную практику студенты ГБПОУ Архангельской области «Северодвинский техникум электромонтажа и связи», осваивающие профессии среднего профессионального образования «Электромонтажник-схемщик», «Электрорадиомонтажник судовой». Производственная практика всех студентов техникума, осваивающих эти профессии, осуществляется на данном предприятии. Помимо этого, СПО «Арктика» оказывает существенную поддержку техникуму в оснащении учебно-производственных мастерских, расположенных в техникуме.  Все студенты выпускного курса заключают договора о целевом обучении с предприятием.

Взаимодействие АО «Архангельский ЦБК» (далее –  АЦБК), ООО ПКП «Титан» с ГАПОУ Архангельской области «Новодвинский индустриальный техникум» осуществляется на основе программ сотрудничества, которые заключаются ежегодно в начале учебного года. АЦБК организует производственную практику обучающихся, лучшим студентам выплачиваются именные стипендии (1 500 рублей). Начиная с 2021 года обучающиеся Новодвинского индустриального техникума проходят оплачиваемую производственную практику в АЦБК.

Дуальное обучение

Документы:

Договор о практической подготовке обучающихся ГБПОУ АО Техникум судостроения и машиностроения

пп 1-ое полугодие ТСиМ 375 от 09.08.2021

распоряжение 2 полугодие

Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального обучения. Нижегородская область, ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»

Проект дуального обучения был запущен НАМТ совместно с работодателем, с Группой ГАЗ в 2014 году, как Федеральная инновационная площадка.

На первом этапе реализация проекта проводилась на базе одного из предприятий компании – ООО «Сервисный центр» – по двум специальностям: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Заключен договор о реализации дуальной формы образования на период до 2023 года.

С 2018 по 2022 гг. техникум совместно с работодателями открыл 3 площадки дуального образования, в которых участвуют 3 базовых предприятия – ООО «Сервисный центр», ПАО «ГАЗ» производство автомобильных агрегатов, АО «Гринатом», а также студенты 2-4 курсов специальностей: Монтаж, техническое облуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), Технология машиностроения, Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.

В рамках реализации проекта:

• на производстве созданы учебные классы для занятий. Теоретическая часть подготовки проходит на базе техникума, а практическая – на рабочем месте;
• студенты осваивают на производстве вторую рабочую профессию;
• предприятия выплачивают студентам именные стипендии – 2300 руб. каждому;
• студенты участвуют в решении «узких» производственных проблем — «Инженерный проект»;
• защита инженерных проектов проходит перед руководством предприятий на научно-технической конференции Группы ГАЗ «Будущее создается сегодня»;

защита курсовых проектов и реальных дипломных проектов организована на производстве;
• организованы стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятиях;
• выпускники трудоустраиваются на предприятия в последний год обучения, до защиты дипломных проектов;
• для студентов разработана программа формирования дополнительных профессиональных компетенций, навыков проектного мышления, личностного развития, выпускники зачисляются в кадровый резерв компании «Поколение NEXT».

Дуальное-образование-2

Наставничество во взаимодействии «колледж — детский сад». Республика Калмыкия. БПОУ РК «Многопрофильный колледж»

Основные участники:
студенты предвыпускного и выпускного курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

С организациями – партнерами (МКДОУ г. Городовиковска) заключены двусторонние договоры о совместной деятельности по подготовке будущих воспитателей детей дошкольного возраста.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника — опытного воспитателя организации — партнера по развитию у будущего воспитателя детей дошкольного возраста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности в соответствии ФГОС ДО.
По согласованию с колледжем Заведующий ДОУ выбирает и назначает на учебный год наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:
• высокий уровень профессиональной подготовки;
• развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
• опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе;
• богатый жизненный опыт;
• способность и готовность делиться профессиональным опытом;
• стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

На учебный год к одному наставнику закрепляются не более 4 подшефных.

Наставник, по согласованию с преподавателями колледжа, разрабатывает и реализует план наставничества.

Студенты на период производственной практики, а также летний период, при наличии вакансий, трудоустраиваются в организациях-партнерах. В период временного трудоустройства наставники от организаций партнеров продолжают свою деятельность, согласно плану.

Организация содействия трудоустройству выпускников в форме выдачи направлений для трудоустройства. Новосибирская область

В образовательных организациях ежегодно проводится распределение выпускников, обучающихся по очной форме обучения, при наличии свободных рабочих мест для трудоустройства.

Распределение осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования Новосибирской области от 18 июня 2020 г. № 1335 «Об утверждении Положения об организации содействия трудоустройству выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству образования Новосибирской области».

Распределение выпускников осуществляется комиссией образовательной организации по содействию трудоустройству выпускников не позднее чем
за две недели до окончания обучения. По результатам распределения выпускникам не позднее даты получения диплома выдаются направления для трудоустройства.

Приоритетное право при распределении имеют выпускники из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот. Комиссией учитываются результаты успеваемости выпускников и участия в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, культурно-массовых, спортивных и других мероприятиях.

О лучших практиках

Проект сетевого развития «ТВОЕ БУДУЩЕЕ». Ульяновская область. ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна»

Проект сетевого развития «ТВОЕ БУДУЩЕЕ» реализуется в ОГБПОУ УТОТиД с 2021 года.

Социальным партнером проекта выступает швейная фабрика ОАО «Элегант» (г. Ульяновск), ведущее в сфере легкой промышленности региона предприятие, в соответствии с соглашением р сетевом взаимодействии.

В структуру сетевого взаимодействия включены
92 чел. – 83 обучающихся по профилю швейного производства,
5 преподавателеймастеров производственного обучения ОГБПОУ УТОТиД,
4 наставника от ОАО «Элегант».

Технологическое решение вопроса:

• усилена практико-ориентированность образовательных программ —
19601 «Швея»,
29.01.07 «Портной»,
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»,
54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» за счет организации всех видов практик на реальном производственном оборудовании швейной фабрики, организации обучения по дисциплинам (Введение в профессию, Проектная деятельность, Введение в специальность);

• обеспечено вовлечение представителей швейной фабрики к реализации образовательных программ, процедур независимой оценки результатов обучения;

• создано структурное подразделение ОГБПОУ УТОТиД на швейной фабрике – учебный класс;

• закреплены наставники из числа специалистов предприятия за группами обучающихся;

PRO-Движение. Триальное обучение. Республика Мордовия. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»

Практика «PRO-Движение» ГБПОУ РМ «ТКММП» и ООО «МПК «Атяшевский» описывает комплексное инфраструктурное решение эффективного трудоустройства выпускников и обеспечения производства высококвалифицированными кадрами с использованием механизмов триального обучения, наставничества и персонального распределения выпускников, предусматривает четко регламентированную систему содействия трудоустройства.

Базовым организационным решением Практики является создание образовательного кластера непрерывного технологического образования на базе Торбеевского подразделения ООО «МПК «Атяшевский», в основу которого легло трёхстороннее соглашение между ГБПОУ РМ «ТКММП», ООО «МПК «Атяшевский» и Администрацией Торбеевского муниципального района и разработка Концепции развития кластера.

Алгоритм реализации практики «PRO-Движение»:

1.Формирование локальной нормативной базы функционирования кластера.

2. Внедрение методики интенсивного практико-ориентированного (триального) обучения.
2.1.Организация стажировок на реальных рабочих местах в период проведения лабораторно-практических занятий студентов.
2.2.Организация трудоустройства на рабочие места в соответствии с изучаемыми дисциплинами и профессиональными модулями экспериментального учебного плана по специальностям подготовки.
2.3.Организация стажировок на рабочих местах в отделе разработки рецептур, в отделе R&D (Research&Development) с целью реализации третьей составляющей триального обучения по освоению инноваций в сфере переработки мяса.
2.4. Организация трудоустройства на рабочие места в период учебной и производственной (по профилю специальности и преддипломной) практик в целях приобретения опыта трудовой деятельности и адаптации к условиям действующего производства.

3. Организация функционирования системы наставничества по типу «специалист перерабатывающего предприятия — студент».
3.1. Назначение наставника (должностной уровень – директор по производству, начальник цеха, участка, смены) – осуществляет разработку и согласование планов практики /стажировки, распределение работы, обеспечивает качество подготовки практикантов / стажеров.
3.2. Назначение мастера-инструктора (должностной уровень – мастер, бригадир) – осуществляет разработку, выдачу, проверку и оценку качества выполнения практических заданий.
3.3.Назначение инструктора (должностной уровень – рабочий) – выдает практические задания, контролирует и оценивает их выполнение практикантами /стажерами/ обучающимися.
3.4.Назначение куратора от производства (должностной уровень менеджер по персоналу, – специалист по кадрам) – осуществляет мониторинг сформированности профессиональных компетенций, является проводником корпоративной культуры.

4. Осуществление персонального распределения молодых специалистов, оканчивающих колледж.
4.1. Формирование и утверждение Управляющим Советом кластера состава комиссии по персональному распределению.
4.2. Систематизация результатов мониторинга освоения профессиональных компетенций за 4 года обучения кураторами от производства и колледжа
4.3. Ежегодное проведение заседания комиссии по персональному распределению молодых специалистов.
4.4.Составление ведомости персонального распределения, где отражается информация с указанием места будущей работы, должности, оклада, условий проживания.

Круглый стол «Прогнозирование и моделирование при реализации инновационных проектов»

Круглый стол  «Прогнозирование и моделирование при реализации инновационных проектов» организован и проведен на базе мясоперерабатывающего предприятия ООО МПК «Атяшевский». В обсуждении вопроса приняли участие ведущие специалисты предприятия.

Цель данного мероприятия состоит в том, чтобы на примере совместных завершенных, действующих и запланированных инновационных проектов  сформировать предложения для дальнейшего эффективного взаимодействия.

ГБПОУ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности осуществляет  подготовку специалистов для перерабатывающей промышленности. Обучение осуществляется в современном и соответствующем всем требованиям здании. Но из-за постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов образовалась потребность в формировании  у квалифицированного специалиста-выпускника таких качеств, как способность к изобретательской и исследовательской деятельности, к аналитическому мышлению, моделированию; оперативно генерировать идеи; отвечать за проделанную работу.

Подготовка специалистов с таким набором качеств, неосуществима без интеграции образования, производства и науки.

 Инновационная площадка по триальному обучению «Подготовка кадров для инновационного социально- ориентированного развития перерабатывающих предприятий Республики Мордовия» создает эффективную систему обеспечения подготовки кадров с учётом актуальных и перспективных потребностей предприятий перерабатывающей промышленности, обусловленных технологической и технической модернизации и инновационного развития экономики отрасли. В формате дискуссии обсуждены особенности и перспективы формирования эффективной модели триального обучения.      

Участие в панельной дискуссии на Международном московском салоне образования «Таланты малых городов»

С 6 по 8 октября 2021 года в г. Москва на площадке выставочного центра «Крокус Экспо» и коммуникационной digital – платформе «ММСО. Коннект» в гибридном формате прошел Московский международный салон образования. Тема мероприятия «Границы новой реальности. Доверие и диалог». На открытом форуме систему СПО региона-13 представляла Разгуляева Н.Д. в качестве спикера в панельной дискуссии «Таланты малых городов».

Был защищён проект «Подготовка кадров для инновационного, социально-ориентированного развития перерабатывающих предприятий Республики Мордовия».

За педагогическое и научно-методическое мастерство финалист всероссийского отбора Н.Д. Разгуляева награждена Дипломом особого мнения агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов «Передовые технологии подготовки профессиональных кадров».

Публикации

Рабочие программы

Уроки. мастер-классы