Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  • Главная
  • Новости
  • Как меняются образовательные стандарты СПО под запросы работодателей

Как меняются образовательные стандарты СПО под запросы работодателей


Дискуссия на эту тему в формате круглого стола состоялась сегодня, 14 декабря, на международном конгрессе «Молодые профессионалы: кадровый потенциал экономики». В мероприятии приняли участие представители экспертного сообщества, руководители организаций среднего профессионального образования, а также компаний-работодателей.


Практически на всех секциях Конгресса отмечалось, как современные технологии и глобальные изменения в различных сферах меняют содержание бизнес-процессов, в которых система СПО является полноправным участником с точки зрения подготовки профессиональных кадров. Работодатели во многих сферах выдвигают свои требования к профессиональным и личностным компетенциям своих сотрудников. Удовлетворение этих требований на этапе обучения – задача образовательной системы. Вопросы изменения федеральных образовательных стандартов под запросы работодателей поднимали в дискуссии на специализированном круглом столе.


Наталья Гунявина, эксперт в области среднего профессионального образования, представила актуальный перечень профессий и специальностей, который, по ее мнению, соответствует процессам глобализации и ускорения жизненного цикла современных технологий. Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХИГС в своем докладе обратился к вопросам эволюции образовательных программ и стандартов. «Эпоха стабильных программ прошла, сегодня нужны гибкие программы на основе общих стандартов, которые могут быть приведены в соответствие запросам с помощью конструктора необходимых компетенций. Следующая ступень развития – персонифицированные программы, которые будут учитывать особенности и обучающегося, и работодателя, и внешние условия образовательного процесса».

О том, что уже сегодня содержание профессионального образования меняется говорила и его коллега Екатерина Есенина. В своем выступлении она привела слоган современной организации СПО: команда педагогов, сетевое взаимодействие, междисциплинарность, студентоцентрированность, целесообразность (бережливость), управление на основе анализа качественных данных.
«Мы должны обратить внимание на студентов, потому что успех обучения во многом зависит от мотивации – подчеркнула Елена Есина. – Мы часто говорим о работодателе, о системе, но забываем, что интенсификация обучения имеет свои пределы, а средства обучения для каждого студента индивидуальны и конкретны». Кроме этого, Елена Есенина отметила, что в свете изменения образовательных стандартов необходимо уделить внимание подготовке педагогов, разработке педагогических тренингов и технологий.


О своем подходе к совершенствованию стандартов рассказал заместитель директора Московского государственного образовательного комплекса Роман Асланов. «Мы выстраиваем партнерство с работодателем через их корпоративные стандарты. Таким образом мы решаем две задачи: содействуем повышению эффективности производства и готовим полезные кадры для партнеров.
Владислав Пылин, заместитель генерального директора НИИ Мониторинга качества образования, представил инструменты независимой оценки качества и соответствия подготовки в СПО образовательным стандартам и запросам работодателей. НИИ МКО давно занимается разработкой инструментов оценки образовательных программ. Наибольшей популярностью в системе СПО пользуются различные диагностические продукты, федеральный онлайн-экзамен в сфере профессионального образования, онлайн-тренажеры для отработки навыков и компетенций.

Об особенностях запросов работодателей говорили представители предприятий — партнеров учреждений СПО. Один из них — компания ESTEL, работающая с обучающими организациями в индустрии красоты. Алла Гаврилова, региональный менеджер ESTEL по работе с учебными заведениями, рассказала, что образовательная цель компании — познакомить и влюбить в профессию будущих мастеров, создать профессиональное сообщество, с которым в будущем предстоит работать компании. Эксперт отметила, что основная проблема выпускников – недостаток практики, «они приходят сырыми и приходится их переучивать, оснащение учебных аудиторий сейчас хорошее, а практики маловато».


С компанией ESTEL, в частности, работает Первый Московский образовательный комплекс.
Галина Герасимова, руководитель факультета «Индустрия красоты и гостеприимства», одной из главных проблем подготовки специалистов сферы сервиса считает отсутствие крупного партнёра. Для исправления ситуации учебные организации выстраивают диалог с профессиональным сообществом и предприятиями среднего и малого бизнеса.


Рынок труда меняется, и чтобы соответствовать запросам времени в образовательный план ввели модуль «Организация коммерческой деятельности». Это помогает выпускникам в дальнейшем строить собственный бизнес.


Анна Сикорская, первый проректор Института КЭМВИ – ДРК, международный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Эстетическая косметология», подтвердила, что современный рынок требует не профессии и специальности – а компетенции. При составлении стандартов и программ важно внедрять в процесс цифровые технологии, привлекать работодателей к разработке программ и к оценке компетенций.


О таком партнерстве образования и бизнеса рассказали Екатерина Слюсарь, начальник отдела практико-ориентированной подготовки ГБПОУ «Колледж связи № 54» и Александр Батищев, начальник отдела по работе с образовательными организациями ГК Astra Linux. «В последнее время вырос спрос на новые цифровые компетенции и специалистов в этой области. Мы сделали ставку на вендоров, чтобы наши выпускники после выпуска имели целый пакет сертификатов разных компаний», — рассказала Екатерина Слюсарь.


Учебная организация сосредоточилась на сотрудничестве с отечественными IT-компаниями. Это позволило расширить перечень работодателей, заинтересованных в специалистах колледжа. Теперь студенты выходят на практику в самые известные компании: РЖД, Росатом, Газпром, МВД и другие.

Заместитель председателя ФУМО СПО по укрупненной группе специальностей «Информатика и вычислительная техника» Дамира Рамазанова подтвердила, что отмечается высокий запрос на компетенции цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций. В новом году ФУМО приступает к разработке новых ФГОСов для специальностей «Сетевое администрирование» и «Веб-разработчик».


Об интересе IT-компаний к подготовке кадров в СПО говорила и Мария Правдина, заместитель директора фирмы «1С»: «Важно дать студентам некий цифровой кругозор с точки зрения применения цифровых продуктов на своем рабочем месте. Научить людей правильно ставить задачу, чтобы повысить эффективность за счет применения IT-технологий».


Об успешном опыте такой работы рассказал Андрей Ермаков, международный эксперт Ворлдскиллс Россия по компетенции «Промышленный дизайн», преподаватель Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова. В колледже эффективно используется цифровизация традиционных этапов в современном производстве и образовании. Будущие дизайнеры — профессионалы участвуют в совместных международных проектах, применяя современные цифровые технологии.


Участники круглого стола отметили, что дискуссия была содержательной и полезной. Разговор о различных аспектах изменений образовательных стандартов, партнерстве с работодателями и цифровизации среднего профессионального образования продолжен на других площадках конгресса.