Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Система индивидуальной работы со студентами всех курсов обучения по привлечению и закреплению молодых специалистов в медицинских организациях. Курганская область. ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

С 2019 года модернизирована система работы по содействию трудоустройству выпускников. Организация работы включает следующие этапы и направления деятельности:

1. Мониторинг места проживания обучающихся на территории Курганской области с целью организации дальнейшей работы по закреплению молодых специалистов в данном районе через взаимодействие с Центральными районными больницами.

2. Мониторинг индивидуальных предпочтений обучающихся: по определению узкой специфики будущей специальности, вида медицинской организации, уровню заработной платы, социальных гарантий, особенностей работы, личных интересов, возможности карьерного роста или расширения функционала работы, для построения индивидуальной траектории содействия трудоустройству выпускников.

3. Мониторинг рынка труда, анализ вакансий сотрудников со средним медицинским образованием в медицинских организациях.

4. Организация и проведение личных встреч выпускников с руководителями медицинских организаций с учетом данных мониторинга места проживания и индивидуальной траектории трудоустройства с заключением договоров о предварительном трудоустройстве.

5. Проведение «вторичной» профориентации – встреч с успешными выпускниками по соответствующей медицинской специальности с целью повышения престижа приобретаемой профессии.

6. Направление на все виды практики 6. Направление на все виды практики (учебной и производственной, в том числе преддипломной) в медицинские организации с учетом индивидуальной траектории трудоустройства.

7. Содействие в заключении договоров о целевом обучении с любого курса.

8. Проведение заседания Комиссии Департамента здравоохранения Курганской области с привлечением руководителей медицинских организаций, по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников и предварительном распределении на планируемое место работы.

9. Проведение информационно-разъяснительной работы по реализации территориальной программы «Земский фельдшер» совместно с Департаментом здравоохранения Курганской области.

10. Повышение мотивации 10. Повышение мотивации студентов к освоению профессии, в том числе посредством вовлечения в социально-значимые, медико-социальные проекты, волонтерство, творческие виды деятельности.

Мониторинг предварительного и фактического (на протяжении 3 лет) трудоустройства выпускников.

12. Организация и проведение сверки результатов фактического трудоустройства с данными выгрузки Федерального регистра медицинских работников.

13. Взаимодействие Учреждения с кадровыми службами медицинских организаций по вопросам мониторинга трудоустройства выпускников образовательных организаций медицинского профиля Курганской области при участии Департамента здравоохранения Курганской области.

14. Рассмотрение системы организации по содействию трудоустройству выпускников и результатов фактического трудоустройства на заседаниях Попечительского Совета.

15. Мониторинг качества подготовки выпускников по результатам независимой оценки (прохождению процедуры первичной аккредитации выпускников).

16. Организация и проведение повышения квалификации и дополнительного обучения выпускников с перспективой карьерного роста, расширения функционала деятельности.

Конкурс профмастерства

Личные встречи с выпускниками

Прохождение производственной практики в медорганизациях

Встреча с выпускниками 2021 года руководителей организаций и представителей Департамента здравоохранения Курганской области

Взаимодействие с работодателями сферы услуг и туризма для организации практики и трудоустройства студентов. Калининградская область. ГАУ КО ПОО «Колледж сервиса и туризма»

Колледж является региональной базовой площадкой подготовки специалистов в сфере услуг и туризма, одной из задач функционирования которой является консолидация ресурсов бизнеса, общественных и образовательных организаций в развитии одной из приоритетных областей подготовки – «Сфера услуг и туризм». В колледже сформирована административная группа, которая обеспечивает оперативное взаимодействие между представителями организаций и реализацию мероприятий площадки.

В настоящее время партнерами Колледжа выступают 48 предприятий и организаций сферы общественного питания, гостиничного бизнеса, туристских услуг и 6 профессиональных образовательных организаций, реализующих направления подготовки укрупненной группы профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Колледж является членом Ассоциации гостеприимства Калининградской области и Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области.

Выбрана следующая модель работы:

1. Административная группа координирует распределение студентов всех профессиональных образовательных организаций на практику между организациями-партнерами или членами ассоциаций, обеспечивая местами 100% обучающихся. По итогам практики собирает информацию о желании организации-партнера продолжить сотрудничество с практикантом.

2. Организация-партнер делает запрос в административную группу при желании предложить студенту-практиканту работу. В этом случае административная группа осуществляет помощь в оформлении студенту индивидуального учебного плана, оказывает содействие в оформлении официального трудоустройства студента, либо в оформлении целевого договора, осуществляет его сопровождение.

3. К выпускному курсу студент официально трудоустроен и совмещает обучение с работой по направлению подготовки.

4.  Административная группа в течение выпускного курса организует встречи выпускников с представителями организаций-партнеров для распределения на преддипломную практику с дальнейшим трудоустройством.

5. В течение периода обучения студенты участвуют в мероприятиях организаций-партнеров, членов ассоциаций.

Модель взаимодействия с работодателями на всех этапах образовательного процесса – проект «Шаг в будущее». Новгородская область. ОГАПОУ «Боровичский медицинский колледж имени А.А. Кокорина»

Модель иллюстрирует системную работу образовательной организации, направленную на решение вопросов содействия занятости выпускников в тесной взаимосвязи с образовательным процессом.

С целью выработки единого подхода к трудоустройству выпускников в колледже выстроена модель взаимодействия с руководителями организаций здравоохранения – работодателями:

1 этап – «Сбор информации».  Сбор и обработка информации о кадровой потребности работодателей в муниципальном разрезе. Колледж формирует (обновляет) банк вакансий, банк мест практики.

2 этап – «Договорной». Проведение совместных мероприятий с участием работодателей, в ходе которых рассматриваются вопросы:
• участия специалистов организаций в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях колледжа;
• организации учебной, производственной практик;
• включения в образовательные программы модулей по освоению дополнительных компетенций;
• организации временного трудоустройства в летний период;
•планирования профориентационной работы со школьниками.

3 этап – «Моя карьера». С участием кадровых служб работодателей проводятся мероприятия:
• тематические классные часы («Мое первое рабочее место»);
• виртуальные экскурсии;
• профессиональные пробы.

4 этап – «Практический». Предусматривает:
• организацию учебной, производственной практик;
• анкетирование работодателей «Удовлетворенность качеством подготовки студентов»;
• возможность корректировки образовательной программы.

5 этап – «Неделя специальности». Включает в себя:
• защиту индивидуальных образовательных проектов;
• встречи со специалистами кадровых служб по вопросам мер поддержки медицинских работников;
• участие в деловых играх, собеседования с работодателем;
• опрос студентов с целью оценки уверенности в будущей адаптации.

6 этап – «Проектный». Участие в проектах «Мой дом здесь», «Волонтеры-медики»:
• оказание первой помощи при проведении спортивных и массовых мероприятий;
• конкурс агитбригад «Мы за ЗОЖ!»;
• проведение акции «Береги себя»;
• проведение профориентационных мероприятий студентами среди школьников;
• практическая подготовка для работы в колл-центрах, регистратурах (прием вызовов, информирование граждан о результатах лабораторных и диагностических исследований, проведение профилактических и разъяснительных – COVID мероприятий среди населения, доставка продуктов питания, лекарств, средств первой необходимости лицам, нуждающимся в социальной поддержке).

7 этап – «Экспертный», он предусматривает организацию обучения  специалистов работодателей по программе «Эксперт регионального чемпионата», участие в конкурсах профессионального мастерства:
• чемпионат «Молодые профессионалы»;
• чемпионат «Абилимпикс».

8 этап – «День карьеры»:
• встречи с руководителями организаций (о вакансиях, мерах поддержки, заключении отложенных трудовых договоров);
• участие студентов в профессиональных конкурсах, организуемых работодателями,  «Лучшая медсестра».

9 этап – «Итоговый»:
• участие работодателей в государственной итоговой аттестации (защита дипломных проектов);
• участие в демонстрационном экзамене;
• участие в квалификационных экзаменах по профессии «Младшая медицинская сестра».

10 этап – «Аналитический» (мониторинговый):
• участие в мониторинге трудоустройства выпускников Колледжа;
• участие в аккредитации выпускников Колледжа;
• формирование отзывов и замечаний о подготовке выпускников.

Кластерный подход как инструмент эффективного взаимодействия с работодателями. Томская область. ОГБПОУ «Томский аграрный колледж»

В основе практики лежит кластерный подход, который позволил консолидировать ресурсы колледжа, представителей отраслевых департаментов и работодателей для привлечения выпускников колледжа в сельскохозяйственную отрасль. В рамках агропромышленного образовательно-отраслевого кластера осуществляется исследование потребности и проблем в обеспеченности квалифицированными кадрами предприятий агропромышленного комплекса Томской области.

Деятельность кластера по решению проблемы закрепляемости на производстве:

• сформирован перечень базовых предприятий совместно с отраслевыми Департаментами;

• ежегодно проводится мониторинг потребностей рынка труда региона в кадрах, в результате чего сформирован кадровый заказ до 2025 года;

• формируются предложения по контрольным цифрам приема с учетом потребности в кадрах бизнес-партнеров кластера и востребованности выпускников в  агропромышленном комплексе региона ;

• актуализируется перечень компетенций, вносятся изменения в образовательные программы.

Основным инструментом реализации практики является дуальное обучение и технология наставничества по модели «работодатель – студент», «молодой специалист – опытный специалист». Более 80% обучающихся в период практик имеют наставников на производстве, а при трудоустройстве 90% выпускников-молодых специалистов закреплены за наставниками, чаще всего это устойчивые пары наставника и наставляемого.

Успешный формат практики трудоустройства – это «неформальная встреча» работодателя и выпускника в рамках реализации образовательной программы (студент не рассматривает специалиста – представителя предприятия – как потенциального работодателя, специалист не дает моментальную оценку способностям выпускника). Проведение учебных занятий с приглашением специалистов, экскурсии, выездные занятия, совместная исследовательская деятельность под заказ работодателя, участие в реализации воспитательных и внеурочных мероприятий, например, День с работодателем, в конкурсах профессионального мастерства, участие в независимой оценке качества образования: консультанты по ВКР, члены ГЭК, эксперты  ДЭ, чемпионатов WSR; обеспечивают знакомство студентов и специалистов в реальных производственных условиях «без взаимных обязательств». По результатам такого знакомства студентов приглашают пройти практику на конкретном предприятии, а затем и трудоустроиться.

Совершенствование МТБ колледжа с привлечением ресурсов работодателей:
создание учебных классов, лабораторий на базе предприятия; обеспечивает формирование дополнительных компетенций у обучающихся во время прохождения практик, а также позволяет работодателю непосредственно участвовать в подготовке специалистов с учетом технологий, реализуемых в данном предприятии.

Занятость выпускников в медицинской сфере. Иркутская область. ОГБПОУ «Ангарский медицинский колледж»

Образовательный процесс направлен на наиболее продуктивное сотрудничество с медицинскими организациями-партнерами.

1. Все виды практик, практических занятий проводятся непосредственно в медицинских организациях г. Ангарска. Для преподавания профессиональных дисциплин и профессиональных модулей привлекаются практикующие медицинские работники (около 40%).

2. Ангарский медицинский колледж является членом Сибирской межрегиональной ассоциации работников системы среднего профессионального медицинского образования, что дает возможность обмена опытом в работе по обеспечению занятости выпускников.

3. Руководитель колледжа регулярно проводит конференции и рабочие совещания с главными медсестрами и сотрудниками кадровых служб медицинских организаций для организации сотрудничества по трудоустройству выпускников.

4. Преддипломная практика организуется в соответствии с ходатайствами от медицинских организаций на местах предполагаемого дальнейшего трудоустройства выпускников.

5. Для студентов выпускных групп дополнительно к основным профессиональным образовательным программам предлагается освоение программ профессиональной переподготовки по более узким специальностям: Скорая и неотложная помощь, Сестринское дело в педиатрии, Медицинский массаж, Сестринское дело (для фельдшеров).

6. На базе колледжа функционирует аккредитационная площадка для прохождения выпускниками первичной и первичной специализированной аккредитации, как процедуры независимой оценки квалификации и допуска к осуществлению профессиональной деятельности выпускников, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

ОГБПОУ «Усть-Ордынский медицинский колледж им. Шобогорова М.Ш.»

В соответствии с основными целями и задачами деятельности Службы содействия трудоустройству в колледже проводятся следующие мероприятия:

1. взаимодействие с работодателями, Главами муниципальных организаций Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области, службой занятости населения, общественными организациями (ВОД «Волонтеры-медики»);

2. реализация образовательной программы профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело» для обучающихся по специальности Лечебное дело, которая позволяет будущим фельдшерам расширить возможности трудоустройства;

3.  проведение «Школы обучения навыкам общего ухода за пожилыми и инвалидами», «Ярмарки вакансий», проведение «Профпробы» для студентов 1 курса на базах медицинских организаций, участие во Всероссийской акции «Мы Вместе».

4. участие выпускников в Ведомственных целевых программах «Медицинские кадры», «Профилактика социально-значимых заболеваний в Эхирит-Булагатском районе с 2019 по 2023 гг.», в федеральных программах «Земский фельдшер», «Земская медицинская сестра».

Система социального партнерства «Живое общение». Оренбургская область. ГАПОУ «Педколледж» г. Бугуруслана

В колледже осуществляет свою деятельность Центр содействия трудоустройству выпускников, в рамках реализации программы которого действует система социального партнерства «Живое общение».
Система ориентирована на выпускников следующих педагогических специальностей:
44.02.01 Дошкольное образование,
44.02.02 Преподавание в начальных классах
49.02.01 Физическая культура.

Суть практики «Живое общение» заключается в организации непосредственного взаимодействия студентов профессионального образовательного учреждения и работодателей с целью дальнейшего успешного трудоустройства обучающихся в профильных организациях.
Центральным понятием практики является СОЦИА́ЛЬНАЯ ПЕРЦЕ́ПЦИЯ — восприятие, понимание и оценка людьми других людей и социальных групп.
Концепция практики находит свое отражение в каждой из форм, предлагаемых для взаимодействия субъектов.
Характеристика форм практики по содействию занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений «Живое общение»

Наименование формы Характеристика формы
1Производственная практикаРуководители и члены администрации образовательных учреждений имеют возможность посещать в ходе практики занятия студентов. Информация о графике и месте организации практики размещена на сайте колледжа и доводится до сведения руководителей ОО.
2Школа молодого педагогаЗанятия  в Школе молодого педагога, организованной Информационно-методическим центром Управления образованием города Бугуруслана, проводятся методистами и  лучшими педагогическими работниками  с целью диссеминации положительного опыта и прямого общения с потенциальными молодыми специалистами, планирующими трудоустройство в ОО города.
3Серия открытых уроков «Молодые – молодым»Открытые уроки молодых специалистов (выпускников колледжа) проводятся в рамках заседаний Городских методических объединений с присутствием методистов и обучающихся колледжа в рамках производственной практики ПП 04.01 «Методическое обеспечение образовательного процесса». Данная форма работы позволяет методистам отслеживать путь профессионального становления выпускников колледжа, студентам – получать положительный педагогический опыт.
4Договоры о целевом обученииЗаключение договора, предваряемое собеседованием руководителя образовательной организации со студентом, планирующим трудоустройство.
5Замещение вакантных мест в ОУЗамещение обучающимися выпускных групп колледжа вакантных мест в образовательных организациях
6Встречи студентов-выпускников с потенциальными работодателямиПрезентационные встречи обучающихся с начальниками (заведующими) Управлений образованием и руководителями образовательных организаций проходят с целью последующего трудоустройства молодых специалистов в образовательные организации.
7Участие работодателей в оценке качества подготовки выпускниковПредставители образовательных учреждений являются председателями ГЭК, экзаменов (квалификационных), линейными экспертами на демонстрационных экзаменах.
8Организация совместных с работодателями мероприятий по итогам производственных практикПроведение практико-ориентированных конференций, семинаров, панельных дискуссий, хакатонов, воркшопов, митапов, мастер-классов, круглых столов и др. в колледже и на базах профильных организаций.
9Участие представителей работодателей в конкурсах профессионального мастерстваПредставители образовательных организаций участвуют в качестве членов жюри и независимых экспертов в конкурсах профессионального мастерства («Профи», Открытая защита проектно-исследовательских работ, Студенческая научно-практическая конференция).
10Сопровождение молодых специалистов методистами колледжаВ рамках системы «Наставничество» первые три года профессиональной деятельности выпускники-молодые специалисты находятся под патронажем опытных преподавателей-методистов колледжа: проводятся консультации, посещаются уроки, оказывается помощь в подготовке к конкурсу профессионального мастерства «Педагогический дебют».